Головна » 2012 » Лютий » 01

01 февраля 2012

Ученые, занимающиеся анализом данных со спутника IBEX, обнаружили, что Солнечная система замедляется относительно заполняющего межзвездное пространство газа.

IBEX (Interstellar Boundary Explorer – Исследователь границ межзвездного пространства) предназначен для изучения границ Солнечной системы. Он был запущен в космос 19 октября 2008 года и движется вокруг Земли по сильно вытянутой эллиптической орбите с апогеем в 300 тысяч километров.

Аппарат регистрирует частицы, прорывающиеся сквозь границу Солнечной системы, в частности, неионизированный гелий. Эти частицы способны проникать внутрь границы как раз благодаря отсутствию заряда - в противном случае они попали бы под действие магнитного поля, создаваемого Солнцем.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 673 | Додав: звезда | Дата: 01.02.2012 | Коментарі (0)

Примерно 90% избыточного тепла Земля накапливает в океанах. Потому именно океанические исследования являются решающими для уточнения моделей грядущих перемен климата (фото Argo Project).

Леонид Попов, 31 января 2012

Наша планета продолжает впитывать больше энергии, чем возвращает в космос, выяснили исследователи из США и Франции. И это несмотря на необычайно длинный и глубокий последний солнечный минимум, означавший сокращение потока лучей, которые поступали от нашей звезды.

Группа учёных, ведомая Джеймсом Хансеном (James Hansen), директором института космических исследований Годдарда (GISS), выполнила наиболее точный на данный момент подсчёт энергетического баланса Земли за период с 2005 по 2010 год включительно.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 714 | Додав: звезда | Дата: 01.02.2012 | Коментарі (0)

31 января 2012

В лаборатории Калифорнийского университета в Риверсайде (США) успешно испытан эффективный метод получения ридберговского позитрония (Ps) — связанной квантовомеханической системы, образованной электроном и позитроном.

Позитроний напоминает сильно облегчённый вариант атома водорода (протон по массе, напомним, превосходит позитрон приблизительно в 1 836 раз). Другой отличительной характеристикой Ps считается нестабильность: электрон и позитрон очень быстро аннигилируют в гамма-кванты. К примеру, ортопозитроний (атом с параллельными спинами е+ и е) живёт в вакууме лишь около 140 наносекунд.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 616 | Додав: звезда | Дата: 01.02.2012 | Коментарі (0)

30 января 2012

Бритвенно тонкие солнечные батареи могут быть совсем не дорогими, но они слишком тонки, чтобы самостоятельно справиться с эффективным захватом света.

Эффективность — первое, о чём думаешь, когда слышишь слово «фотовольтаика». Но есть и другой немаловажный фактор, о котором почему-то никогда не говорят, — толщина батареи. И на этом фронте есть свои победы. В последние годы учёным удалось разработать несколько путей, позволяющих серьёзно утончить фотоячейки, используя вспомогательные структуры с размером, не превышающим длину волны видимого света.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 602 | Додав: звезда | Дата: 01.02.2012 | Коментарі (0)

30 января 2012

Эта неделя продолжает удивлять астрономическими открытиями. Только что сообщили об открытии трех рекордно малых планет, размер одной из которых сопоставим с размерами Марса, и почти сразу - новость о двух экзопланетах, вращающихся в бинарных системах. Об открытии было доложено на собрании Американского астрономического общества в городе Остин (Техас, США).

Система была открыта космическим телескопом «Кеплер» в созвездии Лебедя. Звезды двойной системы Kepler-34 находятся на расстоянии 4,9 тысяч световых лет от Земли; вторая звездная система, Kepler-35, - на расстоянии 5,4 тысяч световых лет. Новые планеты, получившие обозначение Kepler-34b и Kepler-35b, представляют собой газовые гиганты размером с Юпитер, однако при этом сильно уступают ему по массе. Экзопланета Kepler-34b делает один оборот вокруг своих двух солнц (сходных с земным Солнцем) за 289 дней, при этом звезды системы делают один оборот вокруг общего центра масс за 28 дней. Период обращения экзопланеты Kepler-35b составляет 131 день. Звезды системы несколько меньше Солнца (80% и 89% солнечной массы) и обращаются одна вокруг другой за 21 день.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 619 | Додав: звезда | Дата: 01.02.2012 | Коментарі (0)

30 января 2012

Массивные, но пассивные галактики были найдены с помощью экспериментального телескопа APEX, который находится в пустыне Атакама.

Для группы ученых, которые недавно обнаружили в далеком космосе пассивные галактики, стало большим сюрпризом, что в них по неизвестным причинам не происходит звездоформирования, напротив они заселены зрелыми состоявшимися звездами. Почему эти галактики выбрали такой сценарий развития неизвестно.

На изображении, сделанном 12-метровым телескопом APEX и орбитальным телескопом Шпитцер в инфракрасном диапазоне, пассивные галактики видны в красном цвете.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 672 | Додав: звезда | Дата: 01.02.2012 | Коментарі (0)

30 января 2012

По данным более чем 160 лет наблюдений, Полярная звезда, веками служившая небесным маяком для мореплавателей, медленно уменьшается.

Судя по всему, она ежегодно сбрасывает массу, эквивалентную земной. Правда, исследователи предупреждают: вывод основан на допущении о том, что мы точно знаем, на какой стадии своего существования она находится.

Дабы «взвесить» звезду, астрофизик Хильдинг Нейлсон из Боннского университета (ФРГ) и его коллеги взяли за основу её «пульс». Она становится чуть тусклее и ярче в течение примерно четырёхдневного цикла. Как и все остальные светила, Полярная звезда состоит из газа, окутывающего сердцевину, где происходит ядерный синтез. Когда сила тяжести тащит внешний газ внутрь, у звезды появляется непрозрачный слой прямо под поверхностью, через который свет проходит с трудом, и в результате яркость светила снижается. Под этим слоем излучение накапливается, подталкивая его, как водяной пар — крышку кастрюли. В конце концов непрозрачный слой нагревается и расширяется, становясь более прозрачным. Звезда снова становится больше и ярче, пока внешние слои в очередной раз не притягиваются к ядру...
Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 582 | Додав: звезда | Дата: 01.02.2012 | Коментарі (0)

30 января 2012

Приложение электрического поля к твёрдым веществам (не обладающим металлической проводимостью) приводит к их поляризации. При этом наблюдается вытягивание электронного облака окружающего атомы по направлению поля так, что центр облака несколько смещается в сторону положительно заряженного ядра, что, в свою очередь, приводит к радикальным изменениям электрических свойств твёрдого вещества. Материалы, способные сохранять поляризацию и в отсутствие электрического поля, называются сегнетоэлектриками. Именно они могли бы открыть новый путь к чипам с памятью более высокой плотности.

По словам Ясуджиро Тагучи, одного из ведущих сотрудников Института перспективных исследований RIKEN (Вако, Япония), область применения сегнетоэлектриков резко расширяется, если обнаруживается, что этот материал проявляет также и магнитные свойства, и при этом существует жёсткая взаимосвязь между поляризацией и намагниченностью. Г-н Тагучи и его коллеги из RIKEN и ряда других японских НИИ недавно экспериментально показали, что стронций-бариевые манганиты ((Sr,Ba)MnO3) как раз обладают такой редкой комбинацией свойств.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 657 | Додав: звезда | Дата: 01.02.2012 | Коментарі (0)