Вопросы на логику. Универсальные
Такие вопросы – вне возраста и предмета. Их можно применять для всех – от младших школьников до студентов университета. Эффект будет потрясающим в любой группе.
Для размышлений и совместной работы
- Что ты думаешь насчет услышанного?
- Ты согласен с этим или нет?
- Есть ли подобные ответы на озвученный вопрос, к которым ты смог бы дойти иным путем?
- Хочет ли кто-нибудь из класса добавить что-то к предложенному решению?
- Как ты можешь убедить нас в том, что твое решение/способ – самое лучшее?
Для саморефлексии
- Каким образом ты понял, что это правда/правильно?
- Почему ты не предложил иного способа решения проблемы?
- Почему этот ответ имеет для тебя значение?
- (в качестве реплики на ответ) …, но что если это не так?
- Есть ли способ показать, что именно ты имеешь в виду?
Для аргументации, рассуждения
- Почему ты считаешь, что это сработает? При каких условиях?
- Как ты думаешь, это правда?
- Покажи, как ты можешь это проверить?
- Почему ты это предполагаешь?
- Почему ты с этим не согласен? Как ты будешь с этим спорить?
Для аналитической работы
- Как ты можешь выявить сходства и отличия здесь?
- По какой схеме мы можем дойти к альтернативному решению?
- Сколько возможных решений ты видишь и почему?
- Сколько вариантов результата мы можешь получить?
Для выявления логических связей
- Как это связано с ежедневным применением?
- Чьи идеи для тебя имеют наибольшее значение и почему?
- Какие проблемы знакомы именно тебе?
- Как это связано с текущими событиями?
- Какие примеры помогают работать с этой проблемой?
- Какие еще проблемы подобного характера или в том же духе ты можешь назвать?
Вопросы для уроков литературы
Многие исследователи и практики отмечают, что нынешние уроки литературы утрачивают свой смысл, поскольку не развивают образного мышления, восприятия художественных образов и сюжетов, не прививают культуры чтения. В большинстве своем они ориентированы на запоминание определенной информации – о писателе, литературном процессе, произведении, персонажах и т.п. А вот такие вопросы помогут не просто по-другому посмотреть на литературу в ходе занятий, но и действительно взять из книг что-то для жизни.
- Кто из персонажей или какое из событий напоминает тебя самого или события из твоей жизни? Почему?
- Какое впечатление на тебя произвело поведение персонажа? Поясни?
- Если бы ты был на месте персонажа, как бы ты изменил развитие сюжета?
- Что тебя поразило или смутило в персонажах и событиях? Поясни?
- Как ты думаешь, что хотел сказать автор позицией/словами/поведением своего персонажа?
- Чего хотел добиться автор?
- Каково, по твоему мнению, авторское видение мира?
- Как изменится история, если посмотреть на нее с точки зрения другого персонажа?
- Как ты думаешь, возможна ли эта история в реальной жизни?
- Чему в нашей жизни может нас научить эта история?
- Как ты думаешь, удалось ли персонажам решить главный конфликт сюжета?
- А как бы ты решил этот конфликт?
- Как бы ты изменил финал истории и почему?
Вопросы исследовательского характера
Эта категория солидных вопросов ориентирована на развитие способностей в сфере науки. Это отличный вариант для работы с одаренными детьми, которые интересуются исследовательской деятельностью, например, с учащимися Малой академии наук. Хотя порой с такими проблемами впервые сталкиваются студенты накануне своих первых курсовых или научных работ. В любом случае, уважающий себя ученый – начинающий или даже опытный – невольно задает себе именно эти вопросы.
- Какова цель этого аргумента или эксперимента?
- Этой цели было бы достаточно для тебя, чтобы заняться этим делом?
- Какие сложности и проблемы ты видишь здесь?
- Какие возможности и данные демонстрируют жизнеспособность идеи/эксперимента?
- Какие сложности мы должны учесть перед началом работы?
- Какие принципы должны нам помочь организовать данные и опыт в работе над проектом?
- Как мы можем подтвердить, проверить информацию?
- Как мы можем проверить результаты и полученные данные?
- Какие детали стоит добавить, чтобы считать результаты полными?
- Какая группа данных и результатов представляется наиболее точной и важной?
- Совместимы ли все результаты, что мы получаем в итоге?
- Как мы видим эту информацию и результаты – объективно или субъективно? Что следует с этим делать?
По материалам: TeachThought
|