Теперь учёные из Королевского технологического института Швеции (
KTH) и Стэнфордского университета (
Stanford University) использовали наноцеллюлозу для изготовления мягких батарей.
Материал извлекают из опилок и отходов бумажной промышленности путём механического разрушения смоченной в воде целлюлозы. В итоге получаются наноразмерные длинные молекулы, которые в тысячи раз тоньше исходных волокон. Полученный гидрогель замораживают и сушат таким образом, чтобы вода испарялась, минуя жидкое состояние. В результате остаётся трёхмерная разветвлённая сеть из тонких и прочных нитей, внешне похожая на губку.
"Материал напоминает пену в матрасе, хотя он намного сложнее, легче и более пористый. Вы можете коснуться его, и он не разрушится", — сообщает впресс-релизе руководитель последнего исследования Макс Хамеди (Max Hamedi).
Для придания полученному материалу электронных свойств его покрывали изнутри и снаружи специальными чернилами, которые проводят электричество. Благодаря сложной трёхмерной структуре общая площадь покрытия в одном кубическом дециметре наноцеллюлозной губки сравнима с площадью футбольного поля.
Таким образом, по сравнению с обычными энергетическими элементами, которые используют двухмерную спиральную структуру, мягкая батарея может хранить больше энергии в меньшем объёме.
"Гибкая и растяжимая электроника, нечувствительная к ударам и падениям, пока ещё являются чем-то новым. Но вы можете сжимать эту батарею как угодно", — добавляет Камеди.
Форма и толщина новых аккумуляторов может быть любой, что в сочетании с возможностью деформации позволяет использовать их даже в виде подкладки в высокотехнологичной одежде.
Кроме того, технология наверняка заинтересует производителей гибких гаджетов и электрических автомобилей. В кузове электрокара такой источник энергии может выполнять и дополнительную функцию по обеспечению пассивной безопасности пассажиров, смягчая удар во время аварии.
Подробные результаты нового исследования опубликованы в издании Nature Communications.