Охотник Галина Григорівна    
Меню сайту
Категорії розділу
Шкільні новини [5]
Новини освіти [19]
Наука і Технології [1114]
Новини космонавтики [151]
Методичний кабінет [7]
Хмаринка тегів
Міні-чат
Конкурси

конкурс сайтов
Наше опитування
Ви, відвідувач сайту:
Всього відповідей: 520
Статистика
Форма входу
Соціальні мережі
Популярні програми
Головна » 2013 » Липень » 27 » "Город будущего". Искусственный разум
10:54
"Город будущего". Искусственный разум

Лошадь – самое популярное транспортное средство до эпохи массового внедрения автомобилей. Впрочем, даже сейчас, когда двигатели механических повозок в 200-300 раз сильнее этих животных, люди продолжают пользоваться лошадьми. Почему? Возможно потому что это одна из немногих живых адаптивных систем, которая покорилась человеку и относится к нему с симпатией. Да, ее нужно обучать, воспитывать, но многие действия, как транспортное средство, она совершает абсолютно самостоятельно и добровольно.

"У нас в пони клубе есть один старенький, дети на нем занимаются конным спортом, участвуют в соревнованиях, — говорит Татьяна Кузнецова, инструктор КСК "БИТЦА". — Вот если даже ребенок забыл маршрут, он обязательно повернет в ту сторону, в которую нужно бежать и сам эту схему покажет и отъездит ее без участия ребенка, если ребенок растерялся. Вот они такие бывают умные".

Впрочем, и умные автомобили сегодня тоже не роскошь, а средство передвижения. Адаптивная подвеска, адаптивный круиз-контроль – разработчики делают машины все более комфортными и безопасными.

"Уже сегодня, и это происходит не первый год, автомобиль чувствует манеру вождения своего водителя – подстраивается коробка, подстраивается двигатель, подстраиваются тормоза, чтобы исключить случайность, — отмечает Сергей Стиллавин, автоэксперт, теле- и радиоведущий.

- Например, машина понимает, что за рулем спокойный водитель, и если он вдруг случайно резко нажимает на газ, ничего не происходит, потому что машина понимает: мы спокойно едем, и это просто ошибка. Если я буду нажимать на газ плавно, то машина уйдет вперед очень быстро".

Таких умных функций в автомобиле может быть и десяток, и сотня, но нужно помнить, что каждая и них – это затратный и долгий труд специалистов, которые должны заранее просчитать и прописать огромное количество математических алгоритмов, отображающих разные ситуации на дороге и действия водителя. Причем успех не гарантирован. Однако есть альтернативный, менее дорогостоящий и более надежный вариант.

Технопарк "Слава". Именно здесь при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы разрабатывают новые программы и испытывают на практике действия автоматизированной адаптивной системы управления. Ученые уверены, что в будущем эта система позволит тому же автомобилю учиться всему самостоятельно, а в нестандартной ситуации, благодаря искусственному интеллекту, спасти своего водителя.

"Это выживание обеспечивается правильным, грамотным, обоснованным управлением, которое строится на основе тех самых знаний, которые она же и накопила, — поясняет Александр Жданов. — То есть чем больше знаний есть у системы управления, у организма, у мозга, тем удачнее этот мозг управляет организмом, тем он лучше борется с какими-то агрессивными воздействиями окружающей среды, предвидит их и принимает правильные решения, которые обеспечивают его выживание".

Первый прототип, созданный компанией "Интеллект" совместно с учеными из Института точной механики и вычислительной техники. Сейчас этот робот — просто набор проводов, ультразвуковых дальномеров, видеокамер, гироскопа и подвески с шестью колесами. Но как только в базовый вычислитель робота загружают небольшую программу объемом всего в 500 килобайт, происходит технологическое чудо. Он оживает.

"Сейчас база знаний системы управления полостью пуста. Можно сказать, что робот только что родился, — сообщает Роман Олесюк — научный сотрудник компании ОАО "Интеллект". — Сейчас он осуществляет пробные движения и будет учиться объезжать препятствия".

Робот, словно маленький ребенок, делает пробные шаги и натыкается на препятствие. В его базе знаний пока нет понятия, что это такое, почему это происходит и как этого избежать. Но уже через несколько мгновений, он понимает, что врезаться в стенки — это неприятно, и в следующий раз, когда он увидит этот образ, то постарается его объехать.

"Вот этот процесс жизни робота отражен на программе: мы видим, как формируются образы вначале, мы видим, как формируются знания, — рассказывает Александр Жданов. — Количество ярких точек увеличивается, и мы видим, как он принимает решение, и в результате на глазах этот маленький робот с искусственной системой умнеет, в результате чего он со временем перестанет натыкаться на препятствия вообще".

Чем такой адаптивный работ отличается, например, от робота-пылесоса? В пылесосе установлена так называемая "детерминированная" система управления. При столкновении с препятствием множество разных датчиков тут же дают ему команду – развернуться. Есть даже инфракрасные сенсоры, которые не позволят ему упасть с лестницы. Но адаптироваться к пространству и в следующий раз просто не врезаться в стены и не подъезжать к лестницам робот-пылесос не сможет.

"Если у обычного робота заклеить один из датчиков, то система управления не будет работать, — добавляет Роман Олесюк. — Если у нашего робота вывести из строя один датчиков, то система управления адаптируется к новым условиям и будет хорошо управлять".

Все — как у живого существа. Если человеку, например, тоже закрыть глаза, он со временем привыкнет обходиться без зрения. Для ориентации в пространстве у него останется множество других физиологических сенсоров, а главное – память. Подробнее об этом — Кирилл Скоробогатых, врач-невролог из Университетской клиники неврологии: "Адаптивные функции человека зависят от той модальности, к которой приходится адаптироваться. То есть если мы получаем новую информацию, которую необходимо запомнить, то ключевой структурой для запоминания является гипокамп. И в процессе адаптации память является, конечно, ключевым феноменом.

Кстати, у робота тоже есть свой гипокамп. Пока не такой большой, как у человека, и не такой развитый, но главную функцию он выполняет".

"Основным свойством нашей системы управления является самообучение, — рассказывает Роман Олесюк. — Все накопленные системой управления знания могут быть использованы в следующих поколениях системы управления, и им не придется учиться заново".

На практике это будет выглядеть примерно так: программист создает специальную адаптивную систему для вертолета, затем ее некоторое время, словно курсанта в летном училище, обучает азам пилотирования сначала в лаборатории, затем на полигоне. После того, как программа наберется опыта, ее загружают в бортовой компьютер настоящего летательного аппарата и системе останется лишь адаптироваться к пилоту и его стилю управления. Кстати, похожая работа уже ведется в одной из компаний, которая участвует в этом научном проекте.

"Данная программа позволяет в автоматическом режиме управлять различными воздушными судами, — сообщает Юрий Мазур, руководитель группы научных разработок компании BLASKOR. — В частности, мы можем увидеть, как данный алгоритм позволяет управлять судном с изменяющейся массой и удерживать высоту при этом".

В ходе этого испытания можно увидеть, что коптер с установленной адаптивной системой управления, без помощи оператора, самостоятельно выравнивает свое вертикальное положение. На привыкание к привязанному на опоры грузу уходит всего 15 секунд.

"Если бы подобная система была установлена на воздушных судах, то это позволило бы в значительной мере сократить нагрузку на пилота по управлению воздушным судном", — добавляет Юрий Мазур.

Разработчики адаптивной системы уже получили первый заказ – создать и обучить программу для охранных коптеров. Летательные аппараты будут автоматически патрулировать промышленные объекты по заданному маршруту. При этом программа будет самостоятельно оптимизировать скорость полета и стабилизировать коптер во время порывов ветра.
Итак, пришло время раскрыть карты. Почему профессор Жданов, создатель теории и разработчик этой адаптивной системы считает ее разумной. Ведь любой выпускник физико-математического института за пять минут может доходчиво объяснить, почему создание искусственного разума на современном этапе развития техники невозможен. Весь фокус в том, что Жданову удалось обойти этот технологический барьер. Он не стремился скопировать человеческий мозг, это действительно пока невозможно. Он просто вложил в свой алгоритм аппарат эмоций.

"Природа заложила в каждый живой организм стремление к получению положительных эмоций, — замечает Александр Жданов. — Вот точно так же поступили и мы, заложив в нашу программу стремление робота к получению положительных оценок. Это является как бы критерием для выбора действий при принятии решений".

Создание искусственного разума ставит перед человечеством много вопросов: технических, философских и даже законодательных. Например, Государственная дума уже всерьез задумывается о том, как защитить граждан от поумневших пылесосов и стиральных машин. В подтверждение этому – слова Михаила Дегтярева, депутата Государственной думы, заместителя председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям: "Нам уже в ближайшие годы нужно будет разработать хартию об использовании искусственного интеллекта. Конечно, три принципа Айзека Азимова нужно класть в основу. То, что робот не может причинить вред человеку, робот обязан слушаться человека и его защищать".

Однако сам профессор Жданов в подобных ограничениях не видит смысла, ведь человек не ставил лошадь или собаку в такие жесткие рамки, а просто приручил их. "Если мы создаем искусственный такой организм, то эта проблема, конечно, существует, — констатирует Александр Жданов. — Но мы должны сделать так, чтобы ему было приятно делать то, что полезно для нас. Допустим, чтобы ему было приятно копать тоннель или траншею в земле, чтобы он испытывал от этого удовольствие, одновременно принося пользу нам. Ну, здесь надо уже постараться. Кстати, совершенно не исключено, что мы тоже решаем чью-то задачу, думая, что мы живем в свое удовольствие. Это легко обмануть".

Очевидно, что уже совсем скоро роботы избавят людей от тяжелого труда, сделают нашу жизнь безопасней и комфортней. Вопрос только в том, какими они будут — напичканные множеством разных и сложных программ или всего с одной, создающей искусственный разум? Какая система победит в этой схватке технологий — детерменированная или адаптивная? Будущее покажет.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 348 | Додав: звезда | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Пошук
Фраза дня
Календар
«  Липень 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Свята та події
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Прогноз погоди
Дніпродзержинськ 
Архів записів
Час життя сайту
Друзі сайту
Освітній портал Сайт о космосе,НЛО,аномалиях Банк Интернет-портфолио учителей Освітній портал MyReferatik
Новини
Copyright MyCorp © 2018Створити безкоштовний сайт на uCoz