По схеме полёта (вертикальный старт,
горизонтальное приземление), аэродинамике и использованным теплозащитным
материалам X-37B во многом напоминает обычный шаттл, но всё же не
копирует его (иллюстрации Boeing, USAF, uaff.us).
Испытание прошло успешно. X-37B (экземпляр OTV-1) поставил рекорд
длительности пребывания в космосе для многоразового космического
аппарата, выполнив в ходе полёта несколько орбитальных манёвров. И ещё
он стал первым в США и вторым в мире (после канувшего в Лету «Бурана»)
кораблём, совершившим полностью автоматические спуск в атмосфере
и самолётную посадку на полосу.
Сразу после старта первого X-37B конспирологи предсказуемо заговорили
о «мировой угрозе», высказывая самые невероятные предположения
о нагрузке челнока, вплоть до климатического оружия, которое вообще-то
никто в глаза не видел. Споры вокруг назначения новинки растянулись на
месяцы, а военные тем временем без особой шумихи отправили на
околоземную орбиту второй X-37B.
5 марта 2011 года в космос был запущен второй экземпляр шаттла X-37B — OTV-2 (миссия USA-226).
О полезной нагрузке ВВС США опять не говорят ничего конкретного, помимо
того что в ходе рейса должны быть проверены «различные эксперименты
и спутниковые датчики, подсистемы, компоненты и связанные с ними
технологии, которые будут перевозиться в космос и обратно». Аппарат
до сих пор находится на орбите высотой примерно 320-340 км. Дата
приземления пока не назначена (X-37B может оставаться в космосе до 270
дней). На снимках — OTV-2 незадолго до закрытия обтекателя
ракеты-носителя и её старт (фотографии US Air Force, Boeing, Pat
Corkery/ United Launch Alliance).
Слухи о космическом оружии на борту «таинственного» корабля так
и остаются слухами, нам же интересно другое: хотя проект шаттла-робота
развивается под крылом военных, не использовать новый аппарат
в гражданских целях было бы глупо и нерационально. И действительно, на
днях появились подробности этой стороны эволюции X-37B.
О них поведал Артур Гранц (Arthur Grantz), главный инженер группы экспериментальных систем космического отделения компании Boeing — создателя X-37B. Артур выступил на конференции Space 2011, проведённой Американским институтом аэронавтики и астронавтики в конце сентября в Лонг-Бич.
По информации
Space.com, американские специалисты изучили возможность превращения
X-37B в целый ряд расширенных версий, в том числе – пилотируемых.
Продвинутый аппарат получил наименование X-37C.
По внешнему облику и конструкции он будет повторять X-37B, но окажется
в 1,6-1,8 раза крупнее. То есть вариант «С» будет насчитывать в длину
примерно 15 метров против 8,8 м у исходной модели, а размах крыльев
составит 7,5 м против 4,5 у модификации «В».
Запускать X-37C предполагается на вершине ракеты Atlas V EELV.
Сравнение размеров X-37B, X-37C
и «классического» шаттла. Справа два челнока-собрата на
ракетах-носителях Atlas V и Atlas V EELV (иллюстрация
AIAA/Grantz/Boeing).
В грузовом отсеке X-37C должна располагаться герметичная капсула,
рассчитанная на 5-6 астронавтов, в том числе на одного «травмированного
или заболевшего», нуждающегося в носилках.
Заметим, такой же
подход, то есть вставку «пассажирского пенала» внутрь изначально
грузового корабля решили применить и британцы, когда задумались об обитаемом варианте перспективного челнока Skylon.
Конструкторы рассматривают несколько вариантов
компоновки X-37C. Они отличаются не только размещением пассажирского
отсека, но и расположением и числом иллюминаторов, а также – камер,
необходимых там, где нельзя получить прямой обзор. Кресла будут
расположены с одной стороны неширокого жилого модуля, а с другой
останется свободный проход (иллюстрация AIAA/Grantz/Boeing).
Как и его собрат X-37B, более крупный X-37C сможет летать полностью автономно. Но в нём предусмотрят и ручное пилотирование.
Помимо
этой модификации шаттл «C» может быть выполнен и в чисто грузовой
версии, причём последняя возможна как с герметичным грузовым отсеком,
так и с негерметичным.
Интересно, что и «малыш» X-37B тоже
рассматривается боинговцами в качестве возможного грузовика. Он мог бы
доставлять на МКС оборудование и возвращать результаты экспериментов на
Землю.
И такая работа необязательно будет связана с МКС. X-37B
способен выводить на орбиту небольшие исследовательские спутники, а по
истечении заданного времени забирать их и привозить домой. Тут учёные
могли бы извлекать из аппаратов образцы материалов, подвергшихся
воздействию космоса.
Визит X-37B на МКС: захват челнока станционным
манипулятором, стыковка, перенос грузов, уход от станции, сброс
небольшого сервисного модуля (иллюстрация AIAA/Grantz/Boeing).
Компания Boeing утверждает также, что X-37B
пригодится для слежения за околоземными астероидами, представляющим
опасность для нашей планеты (иллюстрация Boeing).
Ещё Гранц подчёркивает бережное обращение X-37B с хрупкими грузами,
например с биологическими образцами, кристаллами. Перегрузки при
приземлении мини-шаттла составляют всего порядка 1,5 g.
А мягкая
посадка пилотируемой модификации должна понравиться компаниям,
развивающим космический туризм. Новый шаттл мог бы летать к орбитальному
отелю мистера Бигелоу или к другим частным объектам на околоземной орбите, рассуждает Артур.
Если
пилотируемый вариант X-37 получит развитие и будет сертифицирован для
полётов, он пополнит семью новых космических кораблей. Так вместо одного
отправленного в отставку шаттла американцы получат ещё и космические
капсулы Orion, CST-100 и Dragon, а позже крылатый челнок Dream Chaser.
|