Головна » 2013 » Січень » 1 » Выбор РИА Новости: главные события недели в науке
Выбор РИА Новости: главные события недели в науке

Озеро Эллсуорт подождет год

Британские полярники прекратили бурение скважины к антарктическому озеру Эллсуорт как минимум до следующего сезона. По сообщению Британского центра по изучению Антарктики (BAS), бурение было остановлено после того, как команде инженеров не удалось сформировать полость во льду, заполненную водой, на глубине 300 метров. Эта полость должна была соединять главную скважину со второстепенной, которая обеспечивает подъем горячей воды, используемой для бурения скважины, обратно на поверхность.

Британские ученые, в отличие от российских коллег, пробуривших скважину к озеру Восток, используют не механический бур, а горячую воду. По плану, главная и вспомогательная скважины, которые разделяет около двух метров, должны были соединиться в специальной подледной полости, которая использовалась бы для поддержания баланса воды в скважинах. Продолжительные попытки создать необходимую полость привели к перерасходу запасов топлива до уровня, "который делает продолжение операции невозможным".

Сейчас полярники сворачивают оборудование и готовят его к зимнему сезону, однако вполне возможно, что для возобновления работ потребуется и более одного года.

Тем временем, на российской станции Восток, стоящей над одноименным подледниковым озером, продолжаются подготовительные работы по расконсервации трехкилометровой скважины. Непосредственно буровые работы по добыче свежезамороженной воды, поднявшейся по скважине, начнутся не ранее января 2013 года.

"Марсианские" бактерии в сибирской тундре

Российские и американские биологи нашли в сибирской вечной мерзлоте несколько штаммов бактерий, способных размножаться и жить в "космических" условиях — при одновременном недостатке кислорода, низкой температуре и давлении, и опубликовали свои выводы в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Бактерии-экстремофилы, способные выжить при сверхвысоких и низких температурах, при постоянном недостатке пищи и кислорода, считаются прообразом "космических" микроорганизмов. Уже десятки лет ученые находят и изучают подобных микробов, пытаясь понять, способны ли самые стойкие из них выжить на Марсе или землеподобных экзопланетах в пределах "пояса жизни".

Уэйн Николсон из университета штата Флорида и его коллеги, в том числе российские ученые Кирилл Кривушин и умерший в феврале Давид Гиличинский из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения в Пущино, обнаружили нескольких таких бактерий, изучая отложения вечной мерзлоты на берегах Колымы.

Все они относятся к числу так называемых карнобактерий (Carnobacterium). Одна из бацилл из этого семейства, Carnobacterium pleistocenium, была "воскрешена" учеными после 30 тысяч лет заморозки. Сразу шесть штаммов бактерий успешно перенесли переезд с "Земли" на условный "Марс". Они не только выжили, но и продолжали расти и размножаться, хотя и с очень низкой скоростью. По словам биологов, данные бактерии способны расти при нулевых или отрицательных температурах, а также выносить давление, которое в 144 ниже нормальных значений для атмосферы Земли.

Картофель "разбухает" от углекислоты

Сладкий картофель (батат) вырастает в два раза более крупным при удвоенной концентрации углекислого газа в воздухе, но теряет 15% пищевой ценности, обнаружили американские ученые.

Они провели эксперимент, в ходе которого один и тот же сорт батата выращивали в четырех теплицах, где концентрация CO2 искусственно регулировалась (в каждой из теплиц поддерживался уровень, соответственно, 390 частей на миллион (ppm), 763 ppm, 1,1 тысяча ppm и 1,5 тысячи ppm). Выяснилось, что чем выше концентрация CO2, тем больше вырастают клубни сладкого картофеля, причем уже при 763 ppm они оказывались на 96% крупнее.

Вместе с тем, авторы исследования подчеркивают, что рост концентрации парниковых газов в атмосфере нельзя рассматривать как "суперудобрение", которое увеличит эффективность сельского хозяйства и позволит прокормить население планеты.

Пищевая ценность батата, выращенного при повышенной в два раза концентрации CO2, падает на 15% за счет снижения калорийности, содержания пищевых волокон, белков, сахаров, витаминов и микроэлементов. Это подтверждено также для зерновых — пшеницы, риса и ячменя.

Супервспышка на Солнце

Ученые определили самую мощную в истории вспышку на Солнце — она произошла в 774 году нашей эры и оказалась в несколько раз мощнее предыдущего рекордсмена, "события Каррингтона" 1859 года, способного уничтожить все электронные приборы и электросети на Земле.

На Солнце периодически происходят вспышки — взрывообразные эпизоды выделения энергии в виде видимого света, тепла и рентгеновского излучения. Считалось, что наиболее мощная вспышка произошла в 1859 году во время так называемого "события Каррингтона". Во время этой мощнейшей вспышки выделилось приблизительно 10 йоттоджоулей (10 в 25 степени) энергии, что в 20 раз больше энергии, выделившейся во время падения метеорита, уничтожившего динозавров.

Адриан Мелотт из университета штата Канзас и его коллега Брайан Томас из университета Уошберна в Топеке изучали "супервспышку" на Солнце в 8 веке нашей эры, чьи следы были недавно найдены в годичных кольцах японских кедров. Чтобы вычислить точное количество энергии, которая могла выделиться во время супервспышки в 774 году, ученые вычислили долю радиоактивного углерода-14 в годичных кольцах кедров.

По расчетам исследователей, во время всплеска 774 года на Солнце выделилось около 200 йоттоджоулей (2*10^26) энергии, что в 20 раз больше мощности "события Каррингтона". Аналогичный катаклизм сегодня привел бы не только к уничтожению электроники на бортах спутников и поверхности Земли, но и к появлению других аномалий. Так, доля озона на границы стратосферы и тропосферы снизилась бы на 20% в первые месяцы после вспышки, и оставалась бы низкой на протяжении нескольких лет.

Саблезубые тигры вымерли не от голода

Саблезубые кошки, обитавшие на территории Северной Америки в ледниковом периоде, не страдали от недостатка пищи в последние моменты своего существования на Земле, 12 тысяч лет назад, поэтому причина их вымирания остается неясной.

Считается, что до колонизации Северной Америки предками современных индейцев ее населяли представители так называемой мегафауны — мамонты, мастодонты, ужасные волки, саблезубые кошки, американские львы и короткомордые медведи. Примерно 13 тысяч лет назад, вся мегафауна, кроме бизонов, исчезла, и причины этого вымирания остаются предметом дискуссий среди ученых. Часть палеонтологов полагает, что крупные животные в Северной Америке исчезли в результате конкуренции за пищу между человеком и хищными представителями мегафауны.

Группа ученых под руководством Ларисы ДеСантис из университета Вандербильта в Нэшвилле проверила эту гипотезу, сравнив состояние зубов у нескольких поколений саблезубых кошек, чьи останки были найдены в Калифорнии. Когда пищи становится мало, хищники, в том числе и большие кошки, сильнее обгладывают туши жертв, которых им удается поймать. Голодные годы должны отразиться на их зубах в виде особого рисунка царапин.

Оказалось, что число царапин на зубах всех изученных хищных кошек оставалось примерно одинаковым на протяжении последних 20 тысяч лет их существования. Это означает, что саблезубые кошки и львы не испытывали проблем с пищей и питались примерно одинаковым количеством мяса как 30 тысяч лет назад, так и на момент их вымирания 11,5 тысячи лет назад.

Женщины и аватарки

Женщины, выбирающие себе картинку или фотографию для интернета, склонны устанавливать более откровенные аватарки, вне зависимости от пропорций тела выбранного персонажа, установили канадские ученые, труд которых опубликован в журнале PLOS ONE.

Более 400 участникам эксперимента, организованного исследователями, было предложено выбрать пол, внешность и одежду виртуальных персонажей. Пользователи могли выбрать гардероб из нескольких предметов одежды, авторы не ограничивали участников в выборе.

В итоге, 71% мужских персонажей предстали с закрытым на 75-100% телом, тогда как такая строгость наблюдалась лишь у 5% женских аватарок. При этом 47% виртуальных женщин прикрыли лишь 25-49% своего тела по сравнению с 9% мужских олицетворений. При этом количество одежды не зависело от традиционных представлений о привлекательности, размеров бедер или груди у избранного персонажа женского пола.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 535 | Додав: звезда | Рейтинг: 5.0/1