МКС - день позавчерашний
Стратегия же в том, что космические державы (а к России и США уже
присоединились Китай, Индия, Япония и Евросоюз) теперь очень хорошо
считают деньги
и придирчиво продумывают перспективы. Телекоммуникационные,
навигационные и прочие спутники себя прекрасно окупают. А вот самое
интересное - пилотируемая космонавтика. Куда лететь? И по карману ли это
нам?
1. На чем летать? После разорительных «челночных» программ стало
понятно: советская схема - когда небольшой корабль с космонавтами
выносит на орбиту ракета, а затем экипаж приземляется в капсуле -
гораздо выгоднее (в 7 - 8 раз по сравнению с запуском шаттла). И
надежнее: на «Союзах» погибли четверо космонавтов. Шаттлы же унесли
жизни 14 астронавтов.
Вывод: следующее поколение кораблей уже не будет полностью
многоразовым. Ракета - корабль - спускаемый аппарат. Можно будет
спускаемую капсулу отправлять на орбиту несколько раз.
2. Зачем летать? Тут и романтика - человечество всегда хотело заглянуть
за край Вселенной, и расчет - космические проекты развивают технологии
страны.
На сегодня громада Международной космической станции - 420 тонн (вес
состава из восьми пассажирских вагонов) - по сути, позавчерашний день.
Эксперименты, которые проводят на ней космонавты, выполняли еще на
«Мире». Главное, что дает МКС, - это опыт сборки и длительной
эксплуатации на орбите конструкции, сходной с марсианским кораблем.
Опыт, который пригодится в первую очередь США.
Частные лавочки
Ушлые американцы поставили себе главный приоритет: Марс! И цель
амбициозная, и стимул для развития технологий еще какой. Они закрыли
проект Constellation - основание колонии на Луне. Они закрыли дорогущую
программу шаттлов. И, оптимизировав расходы, стали готовить марсианскую
экспедицию.
Они понимают: 60 миллионов долларов, которые НАСА платит за каждого
американца, которого нашим «Союзом» забрасывают на МКС, - выгоднее, чем
гонять устаревшие челноки. А освободившиеся деньги вкладывают в новые
разработки. Одновременно четыре частные компании создают новые
пилотируемые системы (к новому кораблю нужна еще и новая
ракета-носитель).
Почему частные? Потому что они гибче, не так зашорены при принятии технических решений. И - опять же - лучше считают деньги.
Результат: корабль Dragon частной компании SpaceX с ракетой этой же
компании Falcon уже 30 апреля должен стартовать и состыковаться с МКС.
Это будет первый в мире частный космолет. Основатель SpaceX Элон Маск
считает, что в ближайшие пару лет его корабль будет возить на МКС
сменные экипажи в два раза дешевле, чем Роскосмос.
Параллельно гранты на разработку пилотируемых кораблей от НАСА получили:
- компания Boeing, которая разрабатывает космический корабль CST-100;
- компания Sierra Nevada Corporation - на достройку челнока Dream
Chaser. Первый испытательный полет должен состояться летом этого года!
Кстати, его очертания очень напоминают пилотируемый корабль «Клипер»,
который разрабатывали в РКК «Энергия»;
- компания Blue Origin - на доработку корабля New Shepard (назван в
честь Алана Шепарда, первого американского космонавта). Испытания макета
корабля прошли еще в 2006 году.
На четыре проекта с 2012 по 2014 год НАСА намерено потратить 1,6 млрд. долларов (стоимость трех стартов шаттлов).
Зачем американцам аж четыре корабля? Да потому, что они никогда не «кладут яйца в одну корзину».
А где же Россия?
Вот уже три года в РКК «Энергия» конструируют новый корабль. Называется
все это - перспективная пилотируемая транспортная система. Рассказывать
подробности о проекте сотрудникам «Энергии» строжайше запрещено - мол,
чтобы конкуренты не украли наши ноу-хау.
Единственное пришествие нового отечественного кораб-ля произошло на
выставке МАКС-2011 - зрителям показали макет-декорацию. Технический
проект должен быть представлен только летом этого года. Первый же полет с
космонавтами возможен не раньше 2018 года!
Не ясно и с ракетой-носителем «Ангара», которая должна вывести новый
корабль на орбиту. Проект еще 1995 года до сих пор на стадии испытаний.
Впрочем, понятно, почему в Роскосмосе не торопятся с новой пилотируемой
системой. А зачем? На век МКС (до 2020 года) «Союзов», разработанных в
60-х годах прошлого века, хватит. А дальше? Согласно недавно
представленной стратегии развития отечественной космонавтики, мы
собираемся повторить «подвиг» американцев 50-летней давности -
прогуляться по Луне. Марсианские амбиции у нас оформлены только в виде
совместной с Европейским космическим агентством автоматической станции…
P.S. В этом году китайцы собираются обживать первую собственную
орбитальную станцию. А к середине следующего десятилетия хотят построить
базу на Луне. Нынешний глава НАСА Чарльз Болден считает, что именно с
Пекином лет через пятнадцать США будут соревноваться в космосе. Не с
Россией.
КЛЮЧ НА СТАРТ
Слово не воробей - вылетит и...
Самые знаменитые фразы космонавтов
Первым космонавтским словом, как известно, было «Поехали!». 12 апреля
1961 года Юрий Гагарин сказал его совсем негромко, но его услышала вся
планета. И только через много лет выяснилось, откуда взялось это
«Поехали!». Оказывается, это стандартный ответ космонавтов
инженеру-методисту отряда космонавтов Марку Галлаю. Когда он запускал
тренажер, то обычно спрашивал: «Ну что, поехали?..»
Всего через три недели прозвучало и второе слово. 5 мая 1961 года
стартовавший с мыса Канаверал Алан Шепард сказал: «Только бы не
облажаться!»
Дальше пошли пафосные домашние заготовки.
16 июня 1963 Валентина Терешкова выдала при взлете: «Эй, небо, сними
шляпу!» А 20 июля 1969-го астронавт Нил Армстронг, ступая на поверхность
Луны, сказал историческое: «Маленький шаг для человека, большой скачок
для человечества». Тот же Армстронг считается автором и самой знаменитой
благодаря Голливуду фразы: «Хьюстон, у нас проблемы». А вот это был
чистый экспромт...
|