"Доставка груза к лифту с поверхности Земли может осуществляться с
помощью стратоплана. Проекты таких стратопланов уже очень активно
разрабатываются в нашей стране. А доставляемый на Землю с Луны груз
можно просто сбрасывать с парашютом после отсоединения от конца троса", -
пояснил Багров.
По его словам, если использовать в качестве материала троса
углеродные нанотрубки, которые необходимо для этого создать, то трос
миллиметрового сечения возле Земли будет иметь массу в 20 тонн. Сам лифт
сможет поднимать грузы массой от пяти тонн и, возможно, и больше.
Багров также уточнил, что скорость транспортировки должна быть
достаточно высокой.
"К примеру, если лифт будет двигаться со скоростью скоростного
поезда, то есть 380 километров в час, то грузы будут доставляться от
Земли к Луне в течение месяца. Если же использовать магнитную подвеску
на лифте, то будет постоянное ускорение 10 метров в секунду. В таком
случае, максимальная скорость на середине пути достигнет уже 60
километров в секунду, а весь путь до Луны займет 3,5 часов", - отметил
Багров.
По его словам, на этом лифте можно будет перевозить и людей,
поскольку за счет ускорения перегрузки не будут превышать показателя,
который может выдержать человек.
"При использовании троса за сутки можно осуществить три перемещения. К
примеру, при разовой загрузке пять тонн это даст (грузопоток) 15 тонн в
сутки", - добавил специалист.
Для осуществления этого проекта необходимо выполнение ряда задач, в
частности, изготовление троса и нанотрубок, разработка
высокотемпературного сверхпроводника и нанесение его на трос, сообщил
Багров.
Самой идее космического лифта уже более ста лет. Основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский предлагал построить башню
высотой в тысячи километров, прикрепленную к некоей тверди на
околоземной орбите. Однако самый прочный из современных Циолковскому
материалов - сталь, не выдерживал и малой доли предполагаемой нагрузки.
Главная проблема постройки космического лифта - создание троса, по
которому подъемник должен передвигаться. Он должен быть изготовлен из
очень прочного и одновременно легкого материала. Теоретически на его
роль подходят углеродные нанотрубки, однако технология их получения в
промышленных масштабах и сплетения нитей в волокна еще не разработана.
Тем не менее, в начале 2000 годов НАСА и некоторые коммерческие компании
в США и других странах разработали несколько проектов по созданию таких
лифтов, ни один из которых пока не реализован.
|