Головна » 2015 » Квітень » 28

Рисунок показывает траекторию полёта электрона, испускающего излучение
(иллюстрация Adrian Cho).

28 апреля 2015   Ася Горина

Науке давно известно, что заряженные частицы, такие как электроны, в магнитном поле двигаются по спирали и испускают излучение. Однако зафиксировать излучение от одной-единственной частицы до сих пор никому не удавалось. Теперь же американские физики использовали современные исследовательские методики для проведения своего эксперимента и, наконец, уловили радиоволны, исходящие от единичного электрона.

В своей статье, опубликованной в журнале Physical Review Letters, команда исследователей описывает суть своего эксперимента и его результаты. Учёные предлагают представить электрон, летящий горизонтально через вертикальное магнитное поле. Он будет испытывать на себе сторонние силы, которые пропорциональны скорости его движения и напряжённости самого поля. Постоянное воздействие со стороны в результате заставит электрон двигаться по кругу, а повороты в траектории частицы приведут к появлению электромагнитных волн.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 476 | Додав: звезда | Дата: 28.04.2015 | Коментарі (0)

Поток космических лучей (схематически изображены красным цветом) проходит через грозовые облака. Исследователи использовали LOFAR, чтобы рассчитать электрические поля внутри туч
(иллюстрация Radboud Universiteit Nijmegen, Rijksuniversiteit Groningen, ASTRON).

27 апреля 2015   Маргарита Паймакова

Астрофизик Хейно Фалке (Heino Falcke) из университета Неймегена в Нидерландах и его коллеги измерили интенсивные электрические полявнутри грозовых облаков. Сделали они это с помощью радиообсерваторий, используемых для наблюдений за электромагнитными всплесками, вызванными космическими лучами. Ранее такие поля уже измерялись посредством ракет-зондов и воздушных шаров. Однако техника группы Фалке — лучший инструмент для исследования происхождения молний и тайны их формирования.

Фалке использовал инструмент LOFAR – сеть из радиоантенн и детекторов частиц, расположенных в пяти европейских странах. LOFAR был построен как инструмент многоцелевого изучения радиоволн далёких космических явлений, а также последствий воздействия космических лучей в атмосфере Земли.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 495 | Додав: звезда | Дата: 28.04.2015 | Коментарі (0)

Девятиграммовый робот может запросто перетащить на себе керамическую кружку
(фото Stanford University).

27 апреля 2015   Ася Горина

Команда инженеров из Стэнфордского университета разработала серию уникальных по своим возможностям роботов. Миниатюрные машинки, вес которых не превышает девяти граммов, а размер — ногтя на человеческой стопе, способны передвигаться и тащить на себе по килограмму дополнительной нагрузки каждый.

Своё вдохновение учёные черпали в природе и взяли за основу технологииуникальные способности цепких ящериц-гекконов и гусениц землемеров.

Изучив лапы гекконов, инженеры создали липкое покрытие для конечностей роботов, которое помогает им карабкаться по стенам или любым неровным поверхностям. Так же как и лапы гекконов, конечности мини-роботов оснащены микрошипами, которые уплощаются под давлением, когда роботу необходимо остановиться, и вновь выпрямляются, когда машина должна продолжить движение.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 479 | Додав: звезда | Дата: 28.04.2015 | Коментарі (0)

Супервулкан Йеллоустона – крупнейший вулкан на Земле
(фото Windows into the Earth, Robert B. Smith, Lee J. Siegel).

24 апреля 2015   Маргарита Паймакова

Под гейзерами и горячими источниками Йеллоустонского национального парка в штате Вайоминг, США, находится резервуар вулканической магмы, ответственный за некоторые крупнейшие извержения на Земле. Геофизикиизучили подземную систему и обнаружили не одну, а два магматических очага под гигантским вулканом.

"Мы обнаружили, что резервуар магмы в нижней коре гораздо глубже и больше, чем мы полагали ранее, – рассказывает ведущий автор исследования сейсмолог Синь-Хуа Хуан (Hsin-Hua Huang) из Университета Юты в Солт-Лейк-Сити.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 502 | Додав: звезда | Дата: 28.04.2015 | Коментарі (0)

Новые атомные часы JILA являются самыми точными на настоящий момент
(фото Marti/JILA).

22 апреля 2015   Маргарита Паймакова

Физики из Национального института стандартов и технологий США создали новую модификацию атомных часов на основе стронция. Она позволяет добиться рекордной стабильности и точности: погрешность составит лишь одну секунду в 15 миллиардов лет (к слову, примерно таков нынешний возраст Вселенной).

Такая безумная, на первый взгляд, точность хронометража имеет большое значение для современных средств связи, технологий позиционирования (например, для GPS) и многих других технологий.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 513 | Додав: звезда | Дата: 28.04.2015 | Коментарі (0)