"Одна из главных проблем летающих роботов заключается в том, что они в большинстве своём не могут пережить столкновения, – комментирует доктор Дэвид Лентинк (
David Lentink), профессор машиностроения Стэнфордского университета и соавтор изобретения. – Когда они врезаются во что-то твёрдое, они ломаются. Однако мы постарались решить эту проблему, добавив в роботизированное крыло шарниры размером всего в семь миллиметров".
Исследователи поместили в крыло небольшой стальной шарнир, изготовленный, конечно же, методом трёхмерной печати, который позволяет крылу складываться, если робот сталкивается с посторонним твёрдым предметом. В итоге устройство после удара остаётся в состоянии продолжать полёт. Благодаря такой конструкции летающему механизму также будет проще протискиваться между ветвями деревьев, отмечают разработчики.
В 2005 году Лентинк спроектировал и построил первого крылатого робота вертикального взлёта и посадки. Теперь же его аспирантка Стоуэрс усовершенствовала дизайн аппарата.
"Мы продолжали думать о том, как возможно усовершенствовать его, – комментирует профессор. – Я даже не ожидал, что решение может оказаться настолько простым".
Благодаря новому дизайну крыло сворачивается при ударе, а затем, совершая машущие движения, возвращается в своё нормальное состояние. Это похоже на то, как гибкие крылья птиц справляются с посторонними воздействиями, не влияя при этом на структурную целостность самого крыла.
Исследователи считают, что если доработать эту конструкцию, скомбинировав шарнир с пружинами, можно добиться также существенной экономии энергии.
В будущем подобный дизайн может пригодиться, например, для создания микроустройств, которые будут патрулировать леса, заниматься шпионажем или же станут помогать полиции проникать на место преступление, не заходя в здание.
Сейчас разработки специалистов из Стэнфорда финансируются Управлением военно-морских исследований США (ONR), одним из подразделений Пентагона.
Подробности – в материале издания Bioinspiration and Biomimetics.