Головна » 2013 » Травень » 13

Российским ученым Анатолию Карашину и Александру Гуревичу, статья которых была опубликована в журнале Physical Review Letters, удалось найти новые экспериментальные подтверждения теории, согласно которой космические лучи являются причиной молний.

Отметим, что в настоящее время ученые не могут достоверно ответить на вопрос, что именно вызывает молнию. Принято считать, что для возникновения между землей и облаками (либо просто между соседними облаками) разряда необходима большая разница потенциалов – когда она достигается, возникает пробой; однако в действительности оказывается, что наблюдаемые потенциалы в облаках на порядок меньше тех, которые необходимы для пробоя.

Еще в 90-х годах российский физик Александр Гуревич предложил теорию возникновения разрядов на основе открытого им эффекта пробоя на убегающих электронах (ПУЭ) – лавинообразное размножение быстрых электронов с характерной энергией 0,1-10 мегаэлектронвольт в веществе. В атмосфере ПУЭ возникает в постоянном электрическом поле, которое на порядок меньше поля обычного пробоя, а «затравкой» для ПУЭ являются космические лучи.
Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 595 | Додав: звезда | Дата: 13.05.2013 | Коментарі (0)

Как в природе, искусственный фасеточный глаз состоит из отдельных микролинз – омматидий (фото John Rogers/University of Illinois at Urbana-Champaign).

06.05.2013
Автор: Евгений Парамонов

Не секрет, что со времён Леонардо да Винчи, придумавшего летательный аппарат с машущими крыльями, а возможно даже и раньше, вдохновение для разработок, специалисты черпают из природы. Сегодня для этого существует целая наука – бионика, в рамках которой, учитывая современный уровень развития технологий, стало возможным решение множества технических проблем.

Американские инженеры недавно рассказали о создании аналога фасеточного глаза насекомого. Этот необычный орган состоит из сотен и тысяч отдельных светочувствительных структур (омматидий). Каждая состоит из линзы и клетки-колбочки, которая передаёт сигнал. Все омматидии представляют собой своеобразные длинные тонкие ниточки. Собранные в пучок и смотрящие под разными углами они образуют полусферический глаз, который позволяет насекомым видеть окружающее пространство с широким обзором. При этом все объекты, расположенные как вблизи, так и вдалеке, выглядят для них одинаково чётко.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 526 | Додав: звезда | Дата: 13.05.2013 | Коментарі (0)

Более 8000 пьезоэлектрических транзисторов и каждый способен "чувствовать" прикосновение (фото Georgia Tech).

26.04.2013
Автор: Ася Горина

Машины способны видеть и слышать лучше, чем человек, но с чувствительностью естественной кожи пока мало что может соперничать. Команда инженеров из Технологического института Джорджии (Georgia Tech) представила своё новое изобретение: чувствительный к давлению эластичный материал, который состоит из ряда транзисторов. Пластинка из такого материала может принимать практически любые формы, к тому же он достаточно восприимчив к давлению, чтобы сравниться с человеческими пальцами.

Применений новинке может быть масса: во-первых, на основе такого материала можно создать экран для смартфона, который будет реагировать только на прикосновения пальцев владельца; во-вторых, его можно будет использовать для изготовления протезов, чтобы человек с ампутированной конечностью не терял радости чувствовать прикосновения; в-третьих, такую технологию можно использовать в охранных системах.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 558 | Додав: звезда | Дата: 13.05.2013 | Коментарі (0)

Неинвазивное манипулирование клетками внутри организма – давняя мечта биологов и медиков (иллюстрация USTC).

25.04.2013
Автор: Юлия Рудый

Учёные из Поднебесной придумали способ расчистки кровеносных сосудов, заблокированных тромбами или атеросклеротическими бляшками. Для того чтобы разобрать "завал" клеточка за клеточкой, им потребовались инфракрасные оптические щипцы.

Это устройство захватывает микроскопические объекты за счёт слабых сил, возникающих в результате воздействия света. Оптические щипцы или оптический пинцет разрабатывается и совершенствуется уже давно, однако китайские специалисты нашли ему новое применение.

При помощи лазера они захватывали клетки крови внутри тонких сосудов (капилляров) в ухе мыши и расчищали блокированные кровотоки. Во второй части эксперимента они провели обратную работу: захватив эритроциты, они заставили их сохранять своё местоположение. В результате получалась модель сгустка крови.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 535 | Додав: звезда | Дата: 13.05.2013 | Коментарі (0)