Головна » 2013 » Листопад » 1 » Левитоны превратят проводники в носители квантовой информации
Левитоны превратят проводники в носители квантовой информации

Тогда Левитов и его коллеги подсчитали, что приложение меняющегося со временем напряжения к наносхеме должно расшевелить электроны в проводах, благодаря чему возникнет сложное квантовое состояние. В результате образуются группы возбуждённых электронов, соседствующие с "дырами" — зонами, где отсутствующие электроны оставляют положительно заряженные области в атомной решётке провода.

Крошечные электронные волны (показаны здесь в виде пиков) распространяются по "морю" электронов, пробегая от одного электрода к другому (иллюстрация Nanoelectronics SPEC CEA Saclay).

Команда Левитова также показала, что если импульс напряжения варьируется со временем в соответствии с математическим распределением Коши, то из всего "моря" электронов возбудится всего один.

В рамках своего эксперимента Глаттли и его коллеги создали наносхему, состоящую из двух электродов, соединённых узкой проводящей областью. Все элементы цепи охладили практически до абсолютного нуля (35 милликельвинов), чтобы удержать электроны в состоянии, близком к состоянию покоя.

Каждый импульс напряжения, сообщённый одному из электродов, приводил к возбуждению одного электрона, который проходил через проводник к другому электроду. Эти возбуждения напомнили физикам уединённые волны солитоны. Наблюдая за ними, учёные заметили, что они иногда движутся по каналу, сохраняя при этом свою форму. По этой причине, Глаттли и его коллеги назвали созданные ими единичные электронные волны левитонами ("солитонами Левитова").

Левитоны: схематическое изображение волновой функции в зависимости от времени (слева) и энергии (иллюстрация Nanoelectronics SPEC CEA Saclay).

По словам авторов исследования, схемы для создания левитонов легко масштабировать для построения больших или меньших систем. Все же остальные источники одноэлектронных возбуждений требуют изготовления сложных наноструктур.

Конечно же, больше всего левитоны пригодятся физикам, занимающимся фундаментальными исследованиями. Но помимо этого они могут выступить однажды в роли носителей квантовой информации в квантовых компьютерах.

Учёные, не принимавшие участия в данном исследовании, также предложили испытывать на левитонах фотонику: все эксперименты, которые проводятся на единичном или паре фотонов в квантовой оптике (создание квантовой запутанности, телепортации или криптографии), можно проверять на левитонах.

Подробное описание эксперимента − в статье Глаттли и его коллег, опубликованной в журнале Nature.