Головна » 2013 » Лютий » 1 » В VIII веке Землю поразил взрыв гамма-излучения?
В VIII веке Землю поразил взрыв гамма-излучения?

Природный кадр

В прошлом году команда исследователей обнаружила, что некоторые древние кедры в Японии имеют необычный уровень радиоактивного типа углерода, известного как углерод-14. В Антарктиде также был обнаружен всплеск в уровнях формы бериллия – бериллия-10 – во льду.

Такие изотопы образуются, когда интенсивная радиация поражает атомы в верхней атмосфере, что позволяет предположить, что когда-то нашу планету из космоса поразил взрыв энергии.

Используя данные, собранные с годичных колец и в мутной сердцевине в ледяных блоках, исследователи смогли точно определить время происшествия – приблизительно между 774 и 775 гг. н. э., но причина гамма-всплеска остается загадкой.

Как взрывы гамма-луча помогают ученым исследовать древнюю Вселенную?

Ученые выдвинули предположение, что это могла быть сверхновая взрывающаяся звезда, но его быстро исключили, потому что последствия от такого события сегодня все еще можно было бы наблюдать через телескопы.

Еще одна команда американских физиков недавно опубликовала работу, которая строилась на предположении, что такой импульс энергии вызвала необычно мощная солнечная вспышка. Однако другие эксперты в научном сообществе не соглашаются, аргументируя это тем, что произведенная энергия не соответствовала бы найденным залежам углерода-14 и бериллия-10.

Тогда немецкие исследователи предложили другое объяснение: массивный гамма-взрыв, который имел место в пределах Млечного Пути.

Один из авторов статьи, профессор Ральф Ньюхаузер из Института астрофизики в Университете Йены, сказал: «Мы изучали спектры коротких взрывов гамма-луча, чтобы оценить, может ли это быть совместимо с уровнем выработки углерода-14 и бериллия-10, и мы обнаружили, что гипотеза и данные полностью согласуются между собой».

Эта огромная эмиссия энергии выделяется, когда сталкиваются черные дыры, нейтронные звезды или белые карлики. Такие слияния или поглощения занимают всего секунды времени, но они высвобождают обширную волну радиации.

Профессор Ньюхаузер сказал: «Гамма-лучевые всплески – это очень сильные и энергичные события, и по энергетичности мы вычислили расстояние, на которое эта энергия распространилась бы. Наше заключение – от 3000 до 12 000 световых лет, и это расстояние в пределах нашей галактики».

Сейчас это событие кажется нам грандиозным, но наши средневековые предки, скорее всего, не заметили ничего такого, что привлекло бы их внимание.

Если бы гамма-лучевой взрыв произошел в пределах от 3000 до 12 000 световых лет, радиация бы поглотилась атмосферой Земли, оставив след только в изотопах, которые в конечном счете нашли себе приют в наших деревьях и во льду. Исследователи не думают, что событие даже сопровождалось видимым светом.

Всплески гамма-лучей могут происходить, когда сливаются две нейтронных звезды. Фото с сайта nasa.gov

Редкие события

Опыт космических наблюдений говорит о том, что гамма-лучевые всплески – редкие явления. Они, как предполагают ученые, происходят самое большее раз в 10 000 лет в пределах одной галактики, а самое меньшее – раз в миллион лет.

Профессор Ньюхаузер считает, что наша планета, скорее всего, не увидит в ближайшие тысячелетия подобного зрелища, но если бы это произошло, это событие оказало бы огромное влияние на понимание глобальных галактических процессов, но, главное, на нашу жизнь.

Если бы космический взрыв произошел на таком же расстоянии, как событие, имевшее место в VIII веке, это могло бы вывести из строя наши спутники. А если бы это произошло еще ближе – на расстоянии в несколько сот световых лет, это разрушило бы наш озоновый слой и стало угрозой для жизни на Земле.

Однако профессор Ньюхаузер считает, что это «крайне маловероятно».

Справка: взрывы гамма-луча были впервые обнаружены в 1960-х годах спутниками, разработанными для обнаружения взрывов от ядерных бомб на Земле. Гамма-всплески в сотни раз ярче сверхновых звезд и приблизительно в миллион триллионов раз ярче Солнца. Некоторые взрывы гамма-лучей проходят более чем 13 миллиардов световых лет, что означает, что они произошли из самых отдаленных объектов, когда-либо обнаруживаемых учеными.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 722 | Додав: звезда | Рейтинг: 5.0/3