Головна » 2012 » Квітень » 05

Даже столь малый аппарат способен автономно достичь марсианской луны и даже вернуться на Землю с образцами породы (иллюстрация Clyde Space).

Леонид Попов, 4 апреля 2012

Исследователи из Лаборатории реактивного движения объявили о принципиальной возможности отправки к Марсу недорогого аппарата, весящего всего пару-тройку килограммов. За счёт ряда любопытных приёмов такой миниатюрный разведчик мог бы совершить настоящую межпланетную экспедицию.

Задачу доставки крупиц грунта Фобоса на Землю авторы концепции возлагают на станцию, состоящую из пары сцепленных спутников стандарта CubeSat. Каждый такой аппарат имеет размер 10 х 10 х 10 см и весит килограмм или немногим больше. Обычно наноспутники запускают как попутную нагрузку на низкие околоземные орбиты. Но им по плечу и самостоятельные межпланетные миссии, полагают специалисты NASA.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 579 | Додав: звезда | Дата: 05.04.2012 | Коментарі (0)

МОСКВА, 4 апр - РИА Новости. Американские физики создали первый "безфотонный" лазер на основе атомов рубидия, испускающий одинаковые порции света со сверхстабильными интервалами, что позволяет использовать такие устройства для создания сверхточных атомных часов или для синхронизации импульсов обычных лазерных излучателей, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Группа ученых под руководством Джеймса Томпсона (James Tompson) из университета штата Колорадо в городе Боулдер (США) собрала экспериментальный прототип "безфотонного" лазера, реализовав принцип так называемого "сверхизлучения". Существование этого эффекта было предсказано американским физиком Робертом Дикке (Robert Dicke) в 1954 году и экспериментально обнаружено в 1973 году.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 669 | Додав: звезда | Дата: 05.04.2012 | Коментарі (0)

Предполагаемое строение изученной звезды перед взрывом (иллюстрация NASA/CXC/ M.Weiss).

Леонид Попов, 3 апреля 2012

Взрыв светила буквально вывернул его изнутри – самые глубокие слои погибшей звезды оказались снаружи. К такому выводу пришли специалисты, по-новому взглянувшие на известный остаток от молодой и сравнительно близкой сверхновой.

При помощи рентгеновского орбитального телескопа Chandra группа американских учёных получила новые изображения остатка сверхновой Кассиопея A (Cas A). Эта массивная звезда, расположенная на расстоянии 11 тысяч световых лет от Солнца, взорвалась примерно 300-330 лет назад (с нашей точки зрения).

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 631 | Додав: звезда | Дата: 05.04.2012 | Коментарі (0)

МОСКВА, 3 апр - РИА Новости. Ученые из Физического института имени Лебедева (ФИАН) нашли объяснение странному эффекту, обнаруженному ранее в эксперименте на Большом адронном коллайдере - по их данным, частицы, движения которых были по неизвестным причинам связаны друг с другом, могут быть соединены "мягкими адронными струями".

В сентябре 2010 года физики из коллаборации CMS опубликовали статью, в которой были описаны результаты поиска всех пар образующихся в столкновении частиц и измерены различия в направленности их движения. Оказалось, что некоторые пары частиц, удаляясь друг от друга со скоростью света, остаются сориентированными по направлению своего движения вдоль одного и того же угла, как если бы частицы были некоторым определенным образом связаны друг с другом.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 606 | Додав: звезда | Дата: 05.04.2012 | Коментарі (0)

Снижение напряженности магнитного поля светила грозит неприятными последствиями

Светлана КУЗИНА — 03.04.2012

24 МАКСИМУМА ЗА 10 000 ЛЕТ

Космическая эра истории человечества, оказывается, совпала с периодом необычайно высокой солнечной активности, прозванным великим максимумом.

- Изотопы в ледниковых щитах и кольца деревьев свидетельствуют о том, что таких великих солнечных максимумов за последние 9 300 лет было 24, - рассказывает Люк Барнард из Редингского университета (Великобритания). - Нынешний близится к концу, то есть показатели магнитного поля Солнца вскоре упадут, сократится число солнечных пятен, корональные выбросы массы будут случаться реже.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 618 | Додав: звезда | Дата: 05.04.2012 | Коментарі (0)

В роли маяков - пульсары

Владимир ЛАГОВСКИЙ - 02.04.2012
Наука

Шансы на то, что братья по разуму существуют увеличиваются с каждым днем. Еще недавно астрономы полагали, что только в нашей галактике - Млечном пути - могут существовать около миллиарда планет пригодных для жизни. Сейчас они уверяют, что таких - десятки, если не сотни миллиардов.

Увеличить число потенциальных пристанищ для инопланетян позволили исследования, проведенные астрономами из Европейской южной обсерватории. Они показали, что примерно половина красных карликов (в среднем) имеют скалистые планеты, находящиеся в так называемой зоне обитания. То есть, эти планеты комфортно располагаются у своих звезд (красных карликов), на их поверхности есть вода в жидком виде, а климат не слишком суров. Массы таких планет -  от 1 до 10 земных.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 592 | Додав: звезда | Дата: 05.04.2012 | Коментарі (0)

Ученые выяснили любимое "блюдо" черных дыр. Иллюстрация авторов исследования

Наука и Технологии

Астрономы определили, что во время роста сверхмассивные черные дыры питаются преимущественно половинками двойных звезд, а не газом, пылью или одиночными светилами, как считалось до сих пор. Статья ученых появилась в журнале The Astrophysical Journal, а ее краткое изложение приводится в пресс-релизе Университета Юты.

По современным представлениям, сверхмассивные черные дыры в центрах галактик вырастают из черных дыр звездной массы (то есть, образовавшихся в результате гравитационного коллапса массивной звезды) в результате постепенного поглощения материи. Один из основных недостатков этой теории - то, что механизм поглощения материи ясен не до конца. В частности, не очень понятно, как дыры так быстро (по космическим меркам) набирают массу.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 596 | Додав: звезда | Дата: 05.04.2012 | Коментарі (0)

Ученым удалось взвесить молекулу нафталина.
Фото: wikipedia.org

Наука и Технологии

Испанские физики создали самые чувствительные на сегодняшний день весы. Они способны измерять массу с точностью 1,7 йоктограмма (1 йоктограмм = 10-24 грамма). Статья ученых появилась в Nature Nanotechnology.

Весы представляют собой углеродные нанотрубки длиной примерно 150 нанометров и диаметром 1,7 нанометра, помещенные в вакуумную камеру. На поверхность трубок помещают объект, массу которого надо измерить - обычно молекулу или атом, - после чего вся установка охлаждается до низкой температуры (4 кельвина).

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 646 | Додав: звезда | Дата: 05.04.2012 | Коментарі (0)