Головна » 2012 » Грудень » 21 » РИА Новости выбрало главные события недели в науке
РИА Новости выбрало главные события недели в науке

Планеты у тау Кита

Астрономы обнаружили сразу пять планет, в том числе одну потенциально обитаемую, у знаменитой звезды тау Кита, расположенную в 11,9 световых годах от Земли и очень похожую по своим параметрам на наше Солнце. Ученые еще полвека назад "слушали" тау Кита в поисках сигналов внеземных цивилизаций, а путешествие к ней стало сюжетом одной из песен Владимира Высоцкого.

Группа астрономов из Британии, Чили, США и Австралии решила опробовать в наблюдениях за этой звездой новый высокоточный метод измерения лучевых скоростей — скорости движения звезды к наблюдателю и от него.

Положение звезды тау Кита на звездном небе

Ученые проанализировали данные и обнаружили периодические колебания лучевой скорости звезды, которые свидетельствовали о присутствии планетной системы. Эта периодичность может быть интерпретирована как проявление присутствия планет на стабильных близких к круговым орбитах, с периодами обращения в 13,9, 35,4, 94, 168 и 640 дней, и минимальными массами в 2, 3,1, 3,6, 4,3 и 6,6 масс Земли соответственно, отмечают авторы работы.

Если полученные данные подтвердятся, то система тау Кита станет второй планетной системой, ближайшей к Солнечной — после планетной системы у одной из звезд тройной системы альфа Центавра. Кроме того, одна из пяти планет тау Кита — та, период обращения которой составляет 168 дней, а масса 4,3 земной — оказалась в "зоне жизни" — области, где вода может существовать в жидком состоянии, а значит, есть условия для существования живых организмов.

Вместе с тем, ученые подчеркивают, что необходимы дополнительные независимые измерения, чтобы подтвердить присутствие планет у тау Кита.

Бак взял "отпуск"

Большой адронный коллайдер остановлен на долгие каникулы для модернизации — столкновения протонов на ускорителе не возобновятся в течение следующих 20 месяцев, после чего БАК начнет работать на суммарной энергии, почти в два раза выше нынешней.

В соответствии с предварительным расписанием работы ускорителя, после рождественских каникул на коллайдере будет проведен еще один сеанс столкновений протонов и ядер свинца. Этот эксперимент будет проводиться с 14 января по 10 февраля 2013 года.

После этого Большой адронный коллайдер будет остановлен на 20-месячный апгрейд. После него ученые рассчитывают увеличить суммарную энергию столкновений протонов с нынешних 8 тераэлектронвольт до 14 тераэлектронвольт. Повышение энергии столкновений позволит ученым чаще получать редкие события — например, видеть рождения бозона Хиггса, а также даст больше возможностей для поисков "новой физики" — за пределами Стандартной модели.

БАК уходит в "отпуск" в качестве "автора" главного научного результата года по версии журнала Science — открытия частицы, похожей на бохзон Хиггса. В список главных научных прорывов года также вошли точное прочтение генома денисовцев, получение новых данных о свойствах нейтрино, посадка Curiosity на Марс и прогресс в создании управляемых сигналами мозга протезов.

Семейная драма Рамзеса III

Европейские археологи проанализировали характер повреждений на мумии египетского фараона Рамзеса III и выяснили, что "избранник Ра" погиб после того, как ему перерезали глотку заговорщики во главе с его женой Тейе и сыном Пентавером.

Мумия Рамзеса III

Во время изучения мумий Рамзеса III и предполагаемого сына-заговорщика ученые "просветили" их внутренности при помощи компьютерного томографа, после чего подробно изучили поверхность ран и других повреждений на их коже, а также взяли образцы костной ткани для установления родства.

Оказалось, что на шее Рамзеса III присутствует большая резаная рана длиной в 7 сантиметров, чьи границы доходили до позвонков. Трахея фараона была перерезана, как и все крупные кровеносные сосуды, проходящие через эту часть шеи. По словам археологов, подобное ранение не было совместимо с жизнью, и монарх должен был скончаться через несколько минут после нападения.

Отцеубийцу Пентавера тоже ждала расправа. Изучение его останков позволило исследователям предположить, что молодой человек был погребен живьем или был удушен незадолго до захоронения после суда над Тейе и ее сообщниками.

"Инопланетный" череп

Археологи из мексиканского Национального института антропологии и истории обнаружили при раскопках доиспанского захоронения в южной части штата Сонора сильно вытянутый и уплощенный череп, напоминающий по форме голову инопланетянина из культового фильма "Чужой".

Индейцы доколумбовых цивилизаций Южной и центральной Америки, в частности, инки и майя, широко практиковали процедуру деформацию черепа — голову младенца помещали в специальный станок, в результате чего ребенок вырастал с вытянутым и скошенным назад черепом. Деформированный череп служил признаком высокого социального статуса или принадлежности к определенной группе.

Группа археологов из института антропологии и ее коллеги из университета Аризоны (США) обнаружили при раскопках на юге Соноры, недалеко от селения Онавас, доиспанское захоронение, возраст которого составляет около 1 тысячи лет.

Деформированный череп, найденный при раскопках доиспанского захоронения в Мексике

Всего здесь было обнаружено 25 человеческих скелетов, причем у 13 из них черепа носили следы намеренной деформации. Кроме того, у многих из них были особым образом обработаны зубы. Среди захороненных — несколько детей и младенцев. Ученые отмечают, что их ранняя смерть могла быть обусловлена именно неудачными попытками деформировать их черепа — слишком сильное давление могло привести к гибели детей.

Археологи отмечают, что их находка — первое свидетельство существования культурной практики деформации черепов на территории Соноры.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 585 | Додав: звезда | Рейтинг: 5.0/1