Головна » 2011 » Вересень » 15 » Открыта звезда, которой теоретически быть не может
Открыта звезда, которой теоретически быть не может

Так называемые «первейшие» звезды наделены довольно низкой металличностью. Подобные звезды образовались на самом раннем этапе эволюции Вселенной, в момент пока термоядерные реакции и взрывы сверхновых еще не успели «засеять» ее элементами тяжелее гелия. Принято считать, что сразу после Большого Взрыва Вселенная «содержала» только 75% водорода, 25% гелия и чрезвычайно малое количество лития.

Возраст звезды SDSS J102915+172927, находящейся в созвездии Льва, по расчетам астрономов, составляет свыше 13 млрд лет, при том, что возраст самой Вселенной насчитывает где-то 13,75 млрд лет. Масса нового светила составляет менее 0,8 массы Солнца. По содержанию тяжелых химических элементов новооткрытая звезда может стать одной из самых «первобытных» в истории научных исследований, хотя, по нынешним представлениям, такая маленькая звезда ну никак не могла возникнуть столь рано.

«Общепринятая теория трактует, что аналогичных звезд, с малой массой и низким содержанием металлов, существовать не должно, так как облака вещества, из которого они должны были появиться, элементарно не могли сжаться. Было неожиданным найти звезду в этой «запретной зоне», это означает, что нам, вероятно, придется пересмотреть некоторые модели формирования звезд», - отметила Элизабетта Каффау из Европейской южной обсерватории (ESO).

Традиционно принято считать, что небольшие звезды, такие как SDSS J102915+172927, могли создаться лишь после того, как тяжелые химические элементы охладили облака межзвездного вещества до некоего критического уровня, в момент, когда гравитация в облаке превосходила давление горячего газа, и оно как бы «схлопывалось» в звезду.

Команда Элизабетты Каффау применила для изучения «невозможной» звезды инструменты Very Large Telescope (ESO) — телескопа, который до того обнаружил «первобытные" звезды в карликовых галактиках в созвездиях Скульптора, Секстанта, Печи и Киля.

Анализ данных с телескопа VLT продемонстрировал, что доля тяжелых элементов в составе SDSS J102915+172927 где-то в двадцать тысяч раз меньше, чем у Солнца.

«Новооткрытая звезда довольно тусклая, а ее металличность столь низкая, что поначалу мы смогли идентифицировать следы лишь одного элемента тяжелее гелия - кальция. Нам пришлось провести дополнительное время на телескопе, чтобы изучить эту звезду обстоятельнее», - сообщил участник наблюдений Пьеркарло Бонифацио из Парижской обсерватории.

Правда при этом сколько-нибудь значимого количества лития в составе звезды выявить нам не удалось - по оценкам исследователей, его в SDSS J102915+172927 примерно в сорок раз меньше, чем в теории должно было быть в «новоявленной» Вселенной. Все это значит, что вещество, из которого возникла звезда, должно было прогреться до температуры свыше двух миллионов кельвинов, чтобы почти весь литий «смог» разрушился.

По мнению астрономов, эта «невозможная» звезда, вероятнее всего, все-таки не уникальна — ведь они смогли разглядеть еще несколько звезд, которые могут быть наделены такой же или даже меньшей металличностью.

«Теперь мы намерены изучить их при помощи VLT, чтобы проверить, действительно ли они так «первобытны», - отметила Каффау.

Кстати, совсем недавно другой коллектив ученых описал еще одно «невозможное» светило - масса нейтронной звезды PSR J1614-2230 составляет около 1,97 солнечных, что ощутимо превышает пределы, которые прописаны в рамках нынешних теорий, берущих объяснить природу таких космических объектов.

Категорія: Наука і Технології | Переглядів: 661 | Додав: звезда | Рейтинг: 5.0/1