| Рекомендации для родителей при
совместном выполнении с ребёнком домашнего задания
- Старайтесь
эмоционально поддерживать своего ребёнка. Не говорите ему: «Другие дети могут,
а ты – неспособный». Скажите ему, что у него получается неплохо, хотя и есть
недостатки. Но ведь он для того и учится, чтобы получилось замечательно. Обязательно
отмечайте его успехи. Покажите ему, что вы «с ним вместе». Подчёркивайте
его позицию школьника, взрослого.
- Не
старайтесь выполнить за ребёнка его задание: ему нужно постепенно научиться
работать самому. Предлагайте ему оценить результаты его работы самому. Это
очень важное умение – научиться оценивать свою работу. Если он сделал ошибки,
пусть попробует найти их самостоятельно. Если ребёнок испытывает затруднения,
помогите ему ( по принципу «горячо-холодно»). Если вы видите, что ваш
малыш увлечен работой, – отойдите от него на время. Но в конце обязательно
совместно с ним оцените его труд.
- Длительность
занятий с ребёнком в первом классе не должна превышать 15-20 минут. В
общей сложности за день время занятий не должно превышать 60 мин.
- При
тренировке чтения желательно, чтобы ребёнок читал по 15-20 минут, но каждый день
то же касается письма.
- Не
заставляйте ребёнка «вначале потренироваться на черновике». Он быстро устаёт
и писать будет всё хуже. Утомительный монотонный труд только отваживает от
учения.
- При
письме важно, чтобы ребёнок проговаривал звуки слова. Пусть
он бубнит – это полезный навык на начальном этапе обучения письму и
дополнительная гарантия, что он не напишет в букве лишнюю «галочку».
- Позвольте
своему ребёнку играть в игрушки. Старайтесь чаще играть с ним совместно:
некоторые дети даже в первом классе всё ещё недостаточно фантазируют,
недостаточно умеют играть сами. Помогите своему ребёнку научиться играть. Стимулируйте
своего ребёнка к занятиям через совместную с вами игру на первых порах,
например, игру «в школу».
Для тренировки определённых
способностей полезно упражняться с ребёнком в неспецифической (т. е. не
связанной непосредственно с учением) форме. Такие «неспецифические» упражнения
создают базу для развития школьных навыков и могут применяться кА до школы, так
и во время обучения.
В этом случае важно, чтобы у
ребёнка сохранялся интерес к этим упражнениям. Старайтесь разнообразить их
форму, придумывать игровые элементы. Если ребёнок не хочет больше играть в
«игру», не настаивайте. Предложите ему другую. Помните, что в любой игре важно
ваше участие.
Педагогический опыт и исследования
психологов показывают, что успешно приспосабливаются те дети, которые научились
хорошо играть в игры «с правилами» или ролевые игры. Это такие игры, как
«Дочки-матери», «Магазин» и т. п. Некоторые
дети даже к началу школы не умеют играть в игры по правилам. Поэтому родителям
следует обратить внимание на игру своего ребёнка.
Если ребёнок не умеет или не любит
играть с ребятами или в игре всегда предпочитает более «выгодные» роли – скажем,
в игре «Дочки-матери» девочка всегда выбирает роль мамы, конфликтуя при этом с
другими детьми, переиначивает по-своему вплоть до конфликта сюжет игры, – это
может свидетельствовать о возможных будущих сложностях при адаптации к школьным
правилам.
В этом случае желательно, пользуясь
всякой возможностью, научить играть своего ребёнка: поиграйте с ним сами.
Дети часто просят родителей поиграть с ними: старайтесь не отказываться,
покажите своему малышу, как надо играть. Вспомните, каким насыщенным играми
было ваше детство1 наши дети и не подозревают о том, какие раньше были игры.
Важно при этом, чтобы малышу ваша игра тоже была интересна.
Ролевые
игры не только формируют у ребёнка умение управлять своими «хочу» и «надо», что
и развивают способность к сочувствию, сопереживанию, умению поставить себя на
место другого.
| |